150 лет назад впервые в истории субмарина выиграла бой
Армия и вооружение

    17 февраля 1864 года значится как день первой в истории подводного флота победы субмарины над надводным кораблём. В этот день, 150 лет назад, подводная лодка «H.L. Hunley» Конфедерации штатов Юга Америки потопила паровой корвет «Housatonic» с помощью несамоходной торпеды (проще говоря, это был 6-метровый деревянный шест с медным цилиндром на конце, в котором находился 32-килограммовый заряд чёрного пороха; торпеда вонзалась зазубренным концом в деревянный борт атакуемого корабля, подлодка давала задний ход и, по достижению безопасного расстояния, с помощью веревки приводился в действие запальный механизм). Вскоре после удачной атаки «H.L. Hunley» затонула, и весь экипаж погиб.

    В октябре 1900 году британский контр-адмирал Уилсон, выражая суть моральной дилеммы, вдруг вставшей перед высшим морским руководством державы, заявил, что подводная война не укладывается в концепцию благородного военного поединка: «Тайная война всегда была незаконна. Противникам надлежит сражаться лицом к лицу, будучи облачёнными в легко узнаваемую униформу. Поэтому, подводная лодка, как закулисный, несправедливый вид оружия должен быть проклят в Англии, а правительство должно рассматривать все подводные лодки как пиратов в военное время и казнить их экипажи через повешение».

    Пройдет всего три года и адмирал британского флота Джон Арбутнот барон Фишер был вынужден признать: «Грядёт революция в стратегии и тактике военно-морской войны, и ею мы будем обязаны подводной лодке». Забавно, но в 1910 году британская военная доктрина всё ещё предусматривала, что боевые операции подводных лодок должны быть ограничены лишь акваториями гаваней.

    История подводного военного флота изобилует странными и удивительными конструкциями систем вооружения, которыми в разное время оснащались подводные боевые корабли. Об этом сегодня самое время поговорить…

    * * *


    Трое американцев: Гораций Лоусон Ханли, Джеймс МакКлинток и Бакстер Уотсон в 1862 году начали активно разрабатывать боевые подводные лодки с электрическим и паровым двигателем, однако уровень развития технологий тех лет не позволил достичь экспериментальным лодкам тех скоростей, которые были бы интересны военным. Трое изобретателей были вынуждены придумать привод для лодки, использующий мускульную силу членов экипажа. Так родилась та самая «H.L. Hunley», с рассказа о которой мы и начали беседу.Экипаж лодки состоял из командира, управляющего наполнением балластных цистерн, и семерых матросов, вращавших колнчатый вал гребного винта.

    * * *


    В 1885 году шведский изобретатель и промышленник Торстен Норденфельд сумел разрешить основные технические проблемы паровой тяги и сначала в Швеции, а затем в Англии открыл производство паровых подводных лодок «Nordenfeldt». В надводном положении лодка могла идти «под парами» до 240 км; это была первая в истории лодка, способная стрелять торпедой в погружённом состоянии.

    Паровой привод работал своеобразно: в подводном положении лодка шла за счет резервов «накопленного пара», причём требовалось целых 12 часов, чтобы выработать количество пара, достаточное для 30-минутной подводной миссии. Гидродинамика лодки оказалась крайне неудачной. Под водой лодка вдруг внезапно начинала менять скорость и направление движения; в одном из докладов разведки США агент упоминает «опасные и эксцентричные движения» этой субмарины. И, тем не менее, реклама сделало своё дело. «Nordenfeldt», при любом удобном случае демонстрировался монаршим особам и высшему генералитету, что в короткие сроки сделало неудачную лодку… мировым стандартом. Греция, Турция и Россия купили несколько лодок, но в Греции они не использовались, предназначавшаяся России лодка по пути села на мель, а из двух турецких одна утонула после выстрела торпеды, а вторую решили не достраивать…

    * * *


    В 1893 году конгресс и ВМФ США объявили конкурс на создание новой подводной лодки с использованием комбинированной силовой установки «паровая машина – динамо-машина – аккумуляторы – электродвигатель». Претенденты сражались за финансирование в объёме $200 тыс.

    Один из участников конкурса Саймон Лейк предложил снабдить лодку колёсами, с помощью которых она могла кататься по дну. От такого предложения ВМФ США отказались, что не помешало Лейку провести серию презентаций малой модели с колёсами «Аргонавт младший» и собрать достаточно денег от частных инвесторов для создания большой лодки «Аргонавт I».

    * * *


    В 1917 году Великобритания продемонстрировала миру новую серию гигантских паровых подводных лодок K-Class. Длиной более 50 м, весом 1883 тонны, эти лодки предназначались наводить страх на Германию, но, похоже, в большей степени наводили страх на членов экипажа. Отсутствие вентиляции котельных отсеков в подводном положении приводило к тому, что температура в котельном отделении достигала 72⁰С, а в машинном отделении 32⁰С при неработающих котлах.

    В 1919-м несколько незавершённых лодок K-Class были переведены на дизельную тягу и оснащены 12-дюймовыми орудиями, стрельба из которых могла вестись только в надводном положении. Новая серия получила индекс М.1 и стала, по-сути, «ныряющей артиллерийской батареей».

    Под индексом М.2 существовала аналогичная лодка, оборудованная герметичным ангаром и выполнявшая функции подводного авианосца. Толку от неё оказалось мало, а однажды из-за сбоя в механизме дверей ангара лодка оказалась частично затоплена, и эксперименты с ней больше не проводились.

    Попытки создать авианесущую субмарину предпринимались в 1923 году и в США, но эксперименты с подлодкой S-1 и гидросамолетами MC-1 (на фото вверху) были признаны неудачными: сборка и разборка гидросамолётов вынуждали подлодку слишком долго находиться на поверхности.

    * * *


    В 1931 году рекорды англичан по размерам, массе и вооружению лодок K-Class побили французы. Созданная ими субмарина «Surcouf» весила 3304 тонны, достигала в длину 120 м, а вооружена была двумя 8-дюймовыми пушками. На борту находился гидросамолёт-разведчик. В 1942 году, выйдя в очередное плавание, «Surcouf» бесследно исчезла…

    * * *


    В 1944 году японские конструкторы переделали в подводную лодку 40-дюймовую торпеду, оснастив её отсеком управления, в котором помещался один пилот-камикадзе. Система жизнеобеспечения имела ресурс 5 часов, открыть люк и покинуть лодку подводник не имел возможности. Эти лодки назывались «Kaiten». В ходе Второй мировой войны около полусотни этих лодок штурмовали американские танкеры, транспорты и десантные корабли.Следует отметить, что в этом же году Германия также начинает выпускать сверхмалые субмарины «Seehund», вооружённые двумя торпедами, с экипажем из 2-х человек. В условиях реального боя их скорость хода не более 8 узлов на поверхности и 5 узлов под водой превращали эти лодки в некое подобие японских «Kaiten». Около трёх сотен таких лодок было построены к маю 1945 года, но принять участие в боевых действиях они не успели.

    * * *


    США первыми вооружили подводную лодку крылатыми ракетами. В 1948 году на базе немецкой конструкции «гудящей бомбы» — самолёта-снаряда V-1 американцами была построена копия, с которой началась история морских крылатых ракет. Подъемная рампа на палубе подводной лодки позволяла подготовить старт ракеты за 5 минут, причём, все операции осуществлялись хотя и вручную, но дистанционно. За горизонтом радиоуправление полётом ракеты осуществляла вторая субмарина.

    В 1953 году, завершив эксперименты с немецкой техникой, США оснастило подводные лодки SSG-574 «Grayback» крылатой ракетой «Регулус», способной нести ядерный заряд на расстояние до 500 миль. Впоследствие, когда «Регулус» был снят с вооружения, предназначенные для размещения ракет ангары на подлодке были переделаны в помещения для морских десантников.

    Кстати говоря, в этом же 1953 году впервые новую форму корпуса подводной лодки, которая нам сегодня кажется привычной – обводы атомных субмарин – ВМФ США опробовали на быстроходном испытательном стенде – подводной лодке «Albacore» (на фото внизу). Приближалась эра атомоходов, для которых ходовые свойства в подводном положении были гораздо важнее, чем качества надводного судна. После цикла испытаний, эта форма корпуса была использована на последней серии дизельных подлодок и на одной из первых лодок «ядерного класса» «Skipjack».


    Юрий Романов
    По материалам: computerra.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 17 февраля 2014, 07:51
    • mukasei

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020