Сегодня «Союзмультфильм» отмечает 80-летие
История и события

    10 июня 1936 года была создана крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», которая включила в себя различные мультипликационные мастерские на базе мультстудии ГУКФ. Тогда она называлась «Союздетмультфильм», а в августе 1937 года ее переименовали в «Союзмультфильм».

    В штат студии вошли уже известные мастера рисованного кино – Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева, Валентина и Зинаида Брумберг, Владимир Сутеев, Дмитрий Бабиченко, Александр Иванов и другие.

    Всё производство было переведено на общую технологию «целлулоидного конвейера». Почти единственным направлением первых лет работы студии стали короткометражные фильмы для детей с опорой на персонажей-животных, изображённых в «диснеевской» манере. Но, несмотря на заимствованную стилистику, уже в это время стали появляться интересные в художественном отношении работы: в первую очередь фильмы В.Сутеева («Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках?»). С 1937 года студия снимает цветные фильмы.

    С 1938 г. на студии вводится цеховой процесс прорисовки и применение метода «эклер» (или ротоскопирование) – натурные съёмки актёров и животных с дальнейшей покадровой прорисовкой.

    В 1939-1941 гг. на студии создаются фильмы, вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа, – «Лимпопо» и «Бармалей» Л.Амальрика и В.Полковникова, «Мойдодыр» И.Иванова-Вано, «Дядя Стёпа» и «Муха-Цокотуха» В.Сутеева и другие.

    В 1940 г. происходит смена приоритетов с количественных показателей на качество выпускаемых фильмов. При студии организуются четырёхмесячные курсы художников-мультипликаторов и штат пополняется их выпускниками, молодыми специалистами (подобные курсы за историю «Союзмультфильма» набирались не менее четырнадцати раз).

    * * *


    В первые месяцы Великой Отечественной войны все творческие группы переключаются на съёмки агитационных киноплакатов и мультшаржей. Многие сотрудники «Союзмультфильма» воевали на фронтах Великой Отечественной войны или были привлечены к съёмкам инструктивных рисованных фильмов для нужд армии.

    С октября 1941 г. начинается эвакуация части студии в Самарканд, туда же прибыли из блокадного Ленинграда режиссёры Михаил Цехановский и Мстислав Пащенко. В 1943 г. «Союзмультфильм» возвращается в Москву.

    В годы войны производство фильмов идёт очень медленно, сказывается отсутствие материалов, тяжёлые условия работы, кадровый голод. Наиболее значительные фильмы военного времени: «Ёлка» П.Носова и М.Цехановского, «Краденое солнце» И.Иванова-Вано, «Сказка о царе Салтане» и «Синдбад-мореход» сестёр Брумберг, «Телефон» М.Цехановского.

    * * *


    В послевоенное время идеологические кампании 1946-53 гг., в том числе «борьба с диснеевщиной», покончили с прямыми заимствованиями приёмов из американских кинообразцов и определили самобытный эстетический «канон» детского мультфильма.

    Наиболее яркие работы «Союзмультфильма» второй половины 1940-х гг.: полнометражный рисованный фильм «Конёк-Горбунок» И.Иванова-Вано, картины «Пропавшая грамота» и «Федя Зайцев» сестёр Брумберг, фильм «Серая Шейка» Л.Амальрика и В.Полковникова, цветная версия довоенного фильма «Квартет» А.Иванова, лента М.Цехановского «Цветик-семицветик».

    В 1947 г. на кинофестивале в Венеции фильм Мстислава Пащенко «Песенка радости» награждён бронзовой медалью «За лучший анимационный фильм». Это первая награда студии.

    * * *


    В первой половине 1950-х гг. студия выпускает популярные детские фильмы, многие из которых основаны на применении «эклера». Среди наиболее ярких работ этого периода: «Каштанка» М.Цехановского, «Аленький цветочек» и «Золотая антилопа» Л.Атаманова, «Снегурочка» И.Иванова-Вано, «Непослушный котёнок» М.Пащенко, «Волшебный магазин» Л.Амальрика и В.Полковникова, «Когда зажигаются ёлки», «Лесные путешественники» М.Пащенко и многие другие.

    С 1955 г. режиссёры и художники студии постепенно отказываются от натуралистических решений, начинаются поиски более условных форм, активно развивается сатирический жанр.Лев Атаманов реализует первый опыт закрепления за конкретным мультипликатором роли определённого персонажа (в фильме «Снежная королева» Оле-Лукойе «сыгран» Федором Хитруком).

    Среди наиболее известных работ студии 1955-59 гг. – полнометражные фильмы:«Заколдованный мальчик» В.Полковникова и А.Снежко-Блоцкой и «Снежная королева» Л.Атаманова, картины «В некотором царстве…» И.Иванова-Вано, «Ореховый прутик» И.Аксенчука, «Необыкновенный матч» М.Пащенко и Б.Дёжкина, «Кораблик» и «Кошкин дом» Л.Амальрика, «В яранге горит огонь» О.Ходатаевой, «Остров ошибок» сестёр Брумберг, «Петя и Красная Шапочка» и «Приключения Мурзилки» Е.Райковского и Б.Степанцева, «Чудесница» А.Иванова.

    В 1953 г. на студии начинается производство кукольных фильмов. Первый успех цеха объёмно-кукольных фильмов — картина Евгения Мигунова «Карандаш и Клякса — весёлые охотники».

    * * *


    В начале 1960-х гг. резко увеличивается выпуск сатирических мультфильмов. Сначала это происходит за счёт сокращения производства детских фильмов, но вскоре принимается решение увеличить общие объёмы выпускаемой продукции.

    Рубеж 1950-60-х гг. на «Союзмультфильме» ознаменован творческими поисками и экспериментами, которые к 1963 г. совершенно изменили «лицо» студии. В этот период сняты картины: «Козлёнок» Р.Давыдова, «Ключ» Л.Атаманова, «Большие неприятности» сестёр Брумберг, «Две сказки» Л.Амальрика, «Дикие лебеди» М. и В. Цехановских, «История одного преступления» Ф. Хитрука, «Мир дому твоему» В.Никитина и И.Николаева, «Баня» А.Карановича и С.Юткевича и другие.

    * * *


    С 1960-х гг. непрерывно расширяется диапазон стилистических, жанровых и технологических поисков и решений. В группе Ф.Хитрука был введён «бригадный метод» — прикрепление к съёмочной группе художников-мультипликаторов ещё в процессе подготовительного периода. В кукольном кино стали применяться полуобъёмные, «барельефные», в том числе бумажные куклы («Летающий пролетарий» И.Иванова-Вано и И.Боярского).

    В 1970-80-е гг. «Союзмультфильм» считается крупнейшей анимационной студией в Европе. По состоянию на начало 1980-х гг. картины «Союзмультфильма» завоёвывают в общей сложности более 150 призов и дипломов международных и отечественных фестивалей. К концу 1980-х на студии работает около 500 человек. Число фильмов, снятых в стенах студии к этому времени, превышает тысячу.

    Ярчайшим явлением 1970-80-х гг. стал мультипликационный сборник «Весёлая карусель», организованный группой мультипликаторов: А.Петровым, Г.Бариновой, Г.Сокольским, Л.Носыревым и В.Угаровым. В нём дебютировало большинство молодых режиссёров студии.

    К началу 1980-х гг. зрителям становятся известны новые имена: режиссёры Эдуард Назаров («Жил-был пёс», «Путешествие муравья») и Гарри Бардин, экспериментирующий с нетрадиционными фактурами и материалами («Конфликт», «Брэк!», «Банкет», «Брак», «Выкрутасы»).

    Заметно расширились тематические границы студийных работ. Репертуар «взрослеет», студия запускает в производство целый ряд масштабных проектов: «Шинель» Ю.Норштейна, «Геракл у Адмета» А.Петрова и другие.

    * * *


    С первых лет перестройки ставится вопрос о реорганизации работы студии. В апреле 1988 года на студии формируются пять творческих объединений: «Поиск» (худ. рук. А.Хржановский), «Комикс» (худ. рук. В.Тарасов), «Традиция» (худ. рук. А.Петров), «Детский фильм» (худ. рук. В.Котёночкин), «Объёмно-кукольные фильмы» (худ. рук. В.Курчевский), а также автономная мастерская Ю.Норштейна. Однако эта структурная форма просуществовала лишь до апреля 1990 года, когда было возвращено разделение студии на ТПО кукольных и рисованных фильмов.

    К концу 1980-х гг. студия переживает сразу несколько кризисов – кадровый, производственный и творческий. Расшатывается производственный механизм, ощущается дефицит мультипликаторов и работников цехов, иссякает творческая атмосфера. «Союзмультфильм» окончательно утрачивает лидирующее положение, перестаёт определять лицо отечественной мультипликации. Резко падают объёмы производства, ряд мастеров покидает студию.

    В первой половине 1990-х гг. студия лишается здания, в котором размещалось кукольное объединение.

    В 1989 г. «Союзмультфильм» получил статус арендного предприятия и оставался таковым вплоть до 1999 г.

    В 1990-х гг. «Союзмультфильм» работает и как производственная база для других студий («Кристмас Филмз», «Аргус Интернейшнл», Школа-студия «ШАР», «Ренешанс», «Студия 13», «Крис», «Полинкевич» и др.).

    * * *


    В 1993 г. законодательно закрепляется право киностудий на использование произведённых ими фильмов. Это привлекает к «Союзмультфильму» внимание криминалитета. В этом же году директором студии становится С.Скулябин. В 1996 г. начинается противостояние коллектива студии и новой дирекции. В 1997 г. С.Скулябина увольняют, но в августе этого же года он силой осуществляет захват студии. Следующие два года «Союзмультфильм» существует в режиме оккупации. В это время производство фильмов почти полностью прекращается, государство приостанавливает финансирование захваченной студии. В 1999 г. студия акционируется и покидает Москву, в 2001 г. прекращается производство и фактически ликвидируется штат работников.

    30 июня 1999 г. государство учреждает новую структуру — ФГУП «Киностудия „Союзмультфильм“. В её ведение отдаются помещение, производственная база и права на коллекцию фильмов.

    * * *


    В 2004 г. принято решение об образовании ФГУП «Фильмофонд киностудии „Союзмультфильм“», занимающийся эксплуатацией коллекции фильмов, и ФГУП ТПО «Киностудия „Союзмультфильм“», где сосредоточено кинопроизводство.

    Постепенно происходит техническое переоснащение студии. Начинается работа над полнометражным кукольным фильмом Станислава Соколова «Гофманиада» (в 2010 году окончена первая часть картины – «Вероника», завершение всего фильма ожидается к началу 2016 г.)

    В 2008-09 гг. Фильмофонд преобразуется в «Объединённую государственную киноколлекцию» (ОГК). К этому времени ТПО «Союзмультфильм» находится на грани разорения и банкротства.

    Безраздельное владение ОГК правами на персонажи, ничтожность авторских отчислений, непрозрачность их расчётов и плачевное положение студии вызывают возмущение бывших сотрудников «Союзмультфильма», выразившееся в ряде открытых писем Президенту РФ.

    В 2011 г. В.Путин на встрече с режиссёрами-аниматорами принимает решение об упразднении ОГК и передачи коллекции в ведение ТПО.

    * * *


    В 2011 г. исполняющим обязанности директора студии был назначен Николай Маковский.

    Новое руководство рассчитывается с долгами, начинает реорганизацию и модернизацию студии, в ближайших планах — переезд в новое помещение и дальнейшее развитие производства.

    С апреля 2013 г. художественным руководителем студии назначен Михаил Алдашин.

    Обнародуется новая творческая стратегия студии, в соответствии с которой основными направлениями её работы становятся производство фильмов для детей, авторских фильмов фестивального уровня, учебная и просветительская деятельность.

    Сегодня «Союзмультфильм» переживает новый этап своей истории. Меняются времена и поколения. На обновленной студии вновь работают молодые и талантливые режиссеры, а в художественный совет входят опытные мастера анимации. Новой командой уже отснято более 40 короткометражных анимационных фильмов, которые вновь звучат среди призеров российских и зарубежных кинофестивалей. Как и много лет назад, мультфильм — это неотъемлемая часть культуры детства, взросления человека и становления личности.
    Источник: soyuzmultfilm.ru


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 10 июня 2016, 07:29
    • simca

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017