Советские бомбардировщики над Европой («Красная звезда» от 30 сентября 1942 года)
История и события

    Прежде чем нанести удар нашей стране, немцы создали на востоке Германии и в вассальных государствах ряд опорных пунктов, своего рода аванпостов. Опорные пункты легли в виде изогнутой цепи с запада на юго-восток: Кенигсберг, Данциг, Варшава, Будапешт, Бухарест. Каждый из этих пунктов был превращен гитлеровцами в мощную базу военной промышленности, в центр формирования армий. Немецкие опорные пункты не потеряли своего значения и после того, как война началась и линия фронта переместилась на восток. Мало того, каждый из этих аванпостов получил свое конкретное назначение: в Кенигсберге подготовлялись военные мероприятия, направленные против советского Севера, в Данциге — против советской Балтики и Ленинграда, в Варшаве— против центра России, в Будапеште и Бухаресте — против нашего Юга.

    Перед советской дальней бомбардировочной авиацией была поставлена задача: взять под удар все эти опорные пункты немцев. Достаточно бросить беглый взгляд на карту Европы, чтобы понять, насколько сложны дальние полеты из советского тыла к названным городам. Общая длина маршрута превышает 2.000—3.000 километров; каждый полет и возвращение на базу сопряжены с длительным пребыванием в воздухе (8—12 часов и более).

    Мы приступили к бомбардировке Берлина, Кенигсберга, Бухареста в июле—сентябре прошлого года, т. е. вскоре после начала войны. При этом на Берлин было осуществлено 9 налетов, на Констанцу — 14, на Бухарест — 8, на Плоешти — 27. В этом году мы повторили удары по опорным пунктам немцев, придав налетам значительно большие масштабы, чем прежде. В течение последних двух месяцев наша авиация бомбила, помимо Берлина, Кенигсберга, Будапешта, Бухареста и Варшавы, 20 городов Германии и 13 городов Венгрии, Румынии и так называемого «польского генерал-губернаторства», в том числе: Штеттин, Нейпштеттин, Фюрстенвальде, Данциг, Тильзит, Мемель. При этом на Берлин было произведено три налета, на Кенигсберг — десять, на Варшаву — четыре, на Будапешт — два, на Бухарест и Плоешти по одному.

    В своих сообщениях о налетах советской авиации немцы называют их всего лишь «беспокоящими». Насколько подходит этот термин к размаху и силе наших ударов, можно судить по таким цифрам. За последние два месяца советской авиацией было сброшено на главные объекты Германии и ее вассальных государств десятки тысяч фугасных и зажигательных бомб общим весом в несколько тысяч тонн, причем немало бомб в одну и даже две тонны. На Данциг сброшено свыше 100 тонн, на Кенигсберг — несколько сот тонн и т. д. Достаточно сильной бомбежке были подвергнуты военно-промышленные объекты Бухареста, Будапешта, Штеттина.

    Для дальних полетов были использованы четырехмоторные и двухмоторные бомбардировщики. Первые из них — мощные современные воздушные корабли, своей грузоподъемностью превосходящие лучшие немецкие самолеты этого типа. Конструкция нашего четырехмоторного корабля была создана задолго до войны, и он неоднократно использовался в дальних перелетах. Наш другой бомбардировщик, двухмоторный, также обладает достаточным радиусом действия. Длина трассы некоторых беспосадочных перелетов, выполненных на этой машине, превышает 4.500—5.000 километров.

    Перелеты в глубь неприятельской территории явились суровым испытанием для всего летно-технического состава, испытанием его мастерства, опыта, авиационной культуры. Самое ценное заключается в том, что сложные перелеты на дальность производят у нас сотни штурманов. Если в прошлом году, в период первых налетов на Берлин и Кенигсберг, были случаи, когда штурманы, успешно выполнив полет, не могли возвратить машины на свой аэродром, то сейчас подобные факты исключены. Мало того, у нас есть случаи, когда штурманы, возвратившись после полета на свою базу, обнаруживают, что она укрыта облаками. Они остаются здесь до тех пор, пока не получают по радио приказания следовать на другой аэродром, точно выходят на него.

    Последние наши полеты помогли обнаружить некоторые новые приемы в противовоздушной обороне немцев. В частности, летчики отмечают усиление службы наблюдения и оповещения в Германии. Как удалось установить, основные посты этой службы расположены вдоль коммуникаций (шоссейных и железных дорог, линий воздушного сообщения), а иногда вдоль побережья. Это помогает немцам использовать для оповещения основные линии связи. По сигналам постов в городах немедленно производится затемнение, а в районах важных целей сосредоточиваются подвижные зенитно-артиллерийские полки.

    Прежде чем достигнуть цели, наши самолеты подчас должны преодолеть мощный заградительный огонь. В Берлине полосы заградительного огня расположены в вида трех кругов, опоясывающих город. Такую полосу создает цепь зенитно-артиллерийских точек. В каждой точке 5—6 орудий и такое же количество прожекторов. Если представить себе стену заградительного огня зрительно, то она выглядит своеобразной этажеркой: первый этаж возводится артиллерией малого калибра, второй — артиллерией среднего калибра и третий — крупного калибра. Каждая зенитная точка имеет свой сектор и в ходе боя насыщает его огнем.

    По-другому организована противовоздушная оборона в районе цели. В лунные ночи огонь открывается тотчас же, как только самолеты начнут приближаться. В темные ночи немцы воздерживаются от ведения огня, пока не убеждаются, что цель обнаружена. Иногда немцы не ведут огня даже после того, как самолет сбросил первую пробную бомбу.

    Гитлеровцы все реже прибегают к защите своих городов с помощью авиации. Но все же нам не раз приходилось иметь дело с ночными истребителями «Хейнкель-113» и «Мессершмитт-110». Оба эти самолета снабжены особыми фарами с полем света на 20—30 метров вперед, а также дополнительными баками для горючего. Это позволяет «Хейнкелю-113» находиться в воздухе до двух с половиной часов, а «Мессершмитту-110» до трех с половиной—четырех часов. Каждый ночной истребитель имеет свой сектор и действует в нем самостоятельно.

    В последнее время отмечено несколько случаев, когда немцы используют ночью для защиты города средний бомбардировщик «Юнкерс-88» с дополнительным вооружением. Объясняется это тем, что экипаж «Юнкерс­88», состоящий из четырех человек, может лучше наблюдать ночью, и машина способна оставаться в воздухе 7—8 часов. Скорость и манёвренность этого самолета не слишком высоки, но это в ночном бою не имеет большого значения. При защите крупных городов в воздухе находится шесть-восемь бомбардировщиков, действующих обычно на подступах к городу. Иногда они проникают в черту города, набирая высоту, превосходящую «потолок» зенитной артиллерии среднего калибра.

    Чтобы дезориентировать нападающих летчиков, немцы все чаще создают ложные цели. Кроме ложных очагов пожара, о которых уже сообщалось в печати, отмечены случаи, когда в поле на значительном удалении от цели открывается ложный зенитный огонь, часто в виде треугольника, кольца, полукруга. Наконец, имеется сообщение, что на некотором расстоянии от крупных немецких городов создаются с помощью электроогней контуры ложных городов.

    Современная техника дальних полетов позволяет обнаружить цель при самых неблагоприятных условиях. Одно из наиболее действенных средств, которое мы все чаще применяем, — это светящаяся авиационная бомба. Сила света бомбы в 100 килограммов — 3 миллиона свечей. Пяти бомб, сброшенных с высоты 3.000 метров, вполне достаточно, чтобы осветить главные цели такого города, как Кенигсберг. Причем цель будет освещена в течение трех-четырех минут, а за это время смогут отбомбиться в один заход два-четыре самолета.

    Наши летчики берут с собой необходимое количество световых авиабомб. Например, когда шла бомбежка Бухареста, над целью все время находились 3—4 таких бомбы, над Будапештом — 10—12, а когда бомбили Кенигсберг и Данциг — до 20! Немцы боятся этих бомб и всячески борются с ними. Теперь у них отдельные батареи специализируются на уничтожении светящихся авиабомб.

    Во время последних налетов мы придерживались тактики внезапного массированного удара. Если в прошлом году наши самолеты появлялись над целью через каждые 10—15 минут, то сейчас удар производится сосредоточенно. За 30—50 минут должны отбомбиться все самолеты. Таким образом машины подходят к цели одна за другой с минимальным интервалом. В течение всего налета цель освещена; взяв ее под удар, мы имеем возможность дезорганизовать на это время противовоздушную оборону.

    Несколько слов об отыскании цели. В лунную ночь ее легко обнаружить по линиям рек, шоссе, железных дорог; на фоне открытого поля хорошо видны лесные массивы и населенные пункты. Труднее отыскать цель в темную облачную ночь. В этом случае успех зависит от того, насколько хорошо умеет штурман «читать» огни.

    За время наших последних налетов на Германию зафиксировано около 650 очагов пожара. Свой главный удар экипажи сосредоточивали на объектах, имеющих крупное военное значение. Так, во время бомбежки Берлина главный удар был нанесен тем районам, где расположены крупные военные предприятия города. При нападении на Кенигсберг бомбежке был подвергнут район порта, завод артиллерийского вооружения. При налете на Бухарест мы бомбили районы, где расположены промышленные предприятия и казармы. Предприняв налет на Варшаву, мы сосредоточили свой удар на вокзале, складах боеприпасов и нефти, оружейных мастерских.

    Все налеты совершены при чрезвычайно малых потерях. Несмотря на ожесточенный зенитный огонь на подходах к целям и деятельность истребительной авиации по маршруту, мы потеряли очень мало бомбардировщиков. Даже после наиболее крупных налетов в худшем случае на наши базы не возвращалась одна машина.

    О чем свидетельствуют боевые полеты советской дальней бомбардировочной авиации? Они прежде всего показывают, что на территории гитлеровской Германии и на вассальных государств остается все меньше мест, где бы могли спокойно укрыться сподвижники «фюрера». Советская авиация дальнего действия и английская дальняя бомбардировочная авиация настолько быстро берут под удар все новые города, что немцы не успевают сосредоточить нужное количество противовоздушных средств в этих пунктах и надежно защитить их. Чтобы парировать удары воздушных сил союзников, немцы стараются маневрировать зенитно-артиллерийскими средствами. Они перебрасывают зенитки из Мюнхена в Данциг, из Саара в Тильзит, из Франкфурта-на-Майне в Штеттин. В частности, наши последние налеты показали, что Венцы прикрыли зенитными средствами наиболее крупные пункты на востоке Германии, в Венгрии и Румынии, взяв их из военно-промышленных районов Центральной, Южной и отчасти Юго-Западной Германии.

    Полковник Н. ХМЕЛЕВСКИЙ.

    Источник: Газета «Красная звезда» 30 сентября 1942 года


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017