Советский космический бомбардировщик Ту-2000
Память История и события

    1960-е годы — разгар не только военной, но и космической гонки между двумя сверхдержавами. То была эпоха, когда ради технического прогресса государства готовы были тратить баснословные по нынешним временам деньги. У США таким образом появились «Шаттлы». Кажется странным, что советского ответа мы не дождались. На самом же деле в СССР готовили сразу несколько перспективных космических проектов. Вспомним историю Ту-2000 — воздушно-космического самолета, который пытались построить на протяжении нескольких десятилетий, но на который не хватило денег.

    Какие-то проекты в авиационно-космической отрасли конструкторское бюро «Туполев» разрабатывало еще в 1960-х, однако вплотную к ним подошли десятилетие спустя. К этому времени было решено создавать принципиально новый аппарат, сочетающий в себе достоинства самолета и космического корабля.

    Предполагаемый воздушно-космический самолет с горизонтальным взлетом в теории решал много существовавших тогда (и существующих до сих пор) проблем. Одно избавление от отделяемых ступеней традиционных ракет открывает огромные перспективы для экономии и универсальности. Не нужны огромные закрытые территории, отчуждаемые под падение отработанных ступеней, решается вопрос с засорением ближнего космоса, совершенно по-другому реализуются пусковые комплексы.

    Здание КБ «Туполев»

    Фактически для запуска воздушно-космического самолета достаточно обычной взлетно-посадочной полосы — никаких сложных наземных комплексов с вертикальной площадкой, «лишнего» обслуживающего персонала и затрат на строительство новых высокотехнологичных комплексов.

    Способность такого аппарата взлетать и приземляться как самый обычный самолет в разы сокращает время подготовки для новых запусков. Это, в свою очередь, значительно снижает себестоимость вывода грузов на низкие орбиты.

    Все это выглядело крайне перспективно, но на протяжении еще нескольких лет дальше идей проекты КБ «Туполев» не продвигались. На предприятии осваивали куда более «приземленные» как военные, так и пассажирские суда. Воздушно-космический самолет — это было здо́рово, но и ресурсов воплощение идеи требовало огромных. Долгое время их на все попросту не хватало.

    Схематичный рисунок воздушно-космического самолета

    Теоретические наработки советских инженеров пригодились совсем скоро. В 1981-м разведка донесла, что США намерены создать собственный многоразовый космический самолет. О проекте Rockwell X-30 американский президент Рональд Рейган официально объявил в 1986 году. Он тогда рассказал, что такой самолет сможет вылететь из аэропорта в Вашингтоне, разогнаться до скорости в 25 раз выше скорости звука, выйти на орбиту и за пару часов прилететь в Токио.

    Это заявление не стало неожиданностью для СССР. К тому времени в КБ «Туполев» уже вовсю работали над воздушно-космическим самолетом под условным названием Ту-2000.

    Советская оборонка определила перечень условий, которым должно было соответствовать отечественное воздушно-космическое судно. Так, оно должно было взлетать и садиться на стандартные ВПП длиной до 3 километров, выполнять автономный орбитальный полет продолжительностью около суток, летать в атмосфере на гиперзвуковой скорости, доставлять грузы на околоземную орбиту, выполнять военные задачи и так далее.

    Концепт Rockwell X-30

    Свои проекты в рамках обозначенных задач представили три организации: конструкторские бюро Туполева и Яковлева, а также НПО «Энергия». Правительство поддержало инженеров, презентовавших проект Ту-2000.

    Что представляло из себя это чудо техники? Выполненный в обтекаемом корпусе самолет был рассчитан на экипаж из двух человек. Кабину планировали сделать отсоединяемой — в случае нештатной ситуации она бы катапультировалась вместе с пилотами и приземлялась с помощью парашютов. Примерно две трети фюзеляжа занимали баки с жидким водородом — это было единственное топливо, подходящее для аппарата подобного рода.

    Макет Ту-2000

    В зависимости от модификации Ту-2000 планировалось оснащать шестью или восемью двигателями. Так много силовых установок было необходимо для оптимального расхода топлива при полете в разных условиях. Что касается модификаций, то на начальном этапе их предлагалось две: Ту-2000 в качестве доставщика грузов на орбиту, а также Ту-2000 в виде космического бомбардировщика.

    Согласно расчетным проектным данным, длина бомбардировщика должна была составить 100 метров, размах крыла — более 40 метров, взлетная масса — 350 тонн, дальность полета — 10 тыс. километров, а максимальная скорость — более 7000 км/ч на высоте 30 километров. Грузовой космический самолет должен был получиться чуть компактнее, но мог нести груз массой до 10 тонн, высота его полета достигала 200 километров, а орбитальная скорость — 30 000 км/ч.

    Кроме того, рассматривалась возможность создания на базе Ту-2000 пассажирского гиперзвукового лайнера. Однако на первом плане всегда были военные нужды, поэтому о детальной проработке Ту-2000 в качестве судна для перевозки пассажиров в то время речи не шло.

    Журнал «Авиация и космонавтика»

    Работы над машиной, способной изменить представления человечества о космических аппаратах, начались в середине 1980-х. Время непростое, но финансирование проекта на протяжении нескольких лет велось исправно.

    На первом этапе строили экспериментальную модель Ту-2000А. Она была примерно вдвое меньше предполагаемого бомбардировщика, но во многом обладала идентичными полетными характеристиками: скорость не менее 7000 км/ч на высоте 30 километров.


    Поскольку речь шла о создании абсолютно нового типа воздушно-космического транспорта, ученым и инженерам предстояло испытать на Ту-2000А огромное количество узлов и систем. Как поведет себя силовая установка из шести двигателей разных типов на разных высотах? Справятся ли теплозащита и используемые материалы? Насколько верными в реальности окажутся аэродинамические расчеты? Кроме того, в наземных условиях невозможно смоделировать полет на скорости 7000 км/ч, а значит, придется провести череду испытаний в «боевых условиях», то есть при максимальных скорости и высоте.

    К началу 1990-х были сделаны часть крыла Ту-2000А из никелевого сплава, композитные топливопроводы, криогенные топливные баки, частично был готов фюзеляж космического самолета. Изначально планировалось, что с учетом всех испытаний проект может быть завершен к 2000 году. Считалось, что при благоприятном прохождении всех тестов к XXI веку Ту-2000 сможет осуществлять реальные полеты.

    Опытный топливный бак. Журнал «Авиация и космонавтика»

    Коррективы в планы инженеров внес распад СССР. В 1991 году государственное финансирование этого и тысяч других проектов прекратилось.

    Летом 1992 года под Москвой прошло мероприятие «МосАэроШоу», сегодня известное как МАКС (Международный авиационно-космический салон). Среди более чем 200 участников было и конструкторское бюро «Туполев», на стенде которого рассекретили проект Ту-2000 и впервые показали макет воздушно-космического самолета общественности. Говорят, что к нему хотели привлечь внимание бизнесменов, способных профинансировать дальнейшие работы по созданию Ту-2000. Тогда же поддержку «гордости национальной обороны» пообещали оказать власти новой страны.

    Богатых россиян привлечь к проекту так и не удалось. Государство же к середине 1990-х сделало некоторые расчеты. Так, определили, что стоимость постройки одного Ту-2000 составит около полумиллиарда долларов. При этом на завершение проекта и проведение опытно-конструкторских работ потребуется не меньше $5,3 млрд. Если ежегодно запускать два десятка рейсов Ту-2000, то каждый пуск будет обходиться в $13,6 млн. Всего на реализацию проекта потребовалось бы примерно 15 лет. То есть при возобновлении работ первый Ту-2000 мог бы подняться в воздух где-то к 2010 году.


    В общем, было решено оставить все как есть. Поговаривают, что формально проект не отменен, а «заморожен». То есть, в принципе, есть некая теоретическая вероятность, что когда-нибудь к разработке Ту-2000 могут вернуться. Впрочем, последние четверть века об этом не идет и речи.

    Американский аналог, Х-30, ждала та же судьба, причем даже тайминг практически совпадает. К началу 1990-х инженеры построили из титанового сплава одну секцию фюзеляжа своего корабля, однако к 1992-му финансирование проекта также прекратилось, а спустя еще год программу официально закрыли.
    По материалам: tech.onliner.by



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020