Сломанный «Орлиный коготь» или национальный позор США
История и события

    31 год назад, в апреле 1980 года, бесславно завершилась операция «Орлиный коготь», проводившаяся армейским спецназом США в Иране с целью освобождения заложников. Неудача больно ударила по престижу США, стоила президентского кресла Дж. Картеру и привела к росту антиамериканских настроений в регионе. Уроки провалившейся операции особенно ценны сегодня – столкновение высоких технологий с реальностью всегда таит в себе множество неожиданностей.

    В ноябре 1979 года в ходе антишахских выступлений в Иране толпа вооруженных студентов ворвалась в посольство США в Тегеране, захватив в заложники 53 гражданина США. Эти события стали прологом для подготовки операции под кодовым наименованием «Орлиный Коготь» (Eagle Claw) по освобождению заложников, проведенной сверхсекретной группой армейского спецназа «Дельта» (Delta Force).

    Президент Картер не рассматривал всерьез требования террористов (возвращение шаха из США для придания суду, извинения от администрации США за преступления против иранского народа и возмещение ущерба), но рассчитывал применить для освобождения своих граждан практически весь арсенал доступных средств: дипломатические переговоры, замораживание иранских активов в банках, бойкот иранской нефти, угроза минирования акваторий и нанесение авиаударов и, наконец, проведение спецоперации.

    Решающая роль в спецоперации отводилась антитеррористической группе «Дельта» из состава спецназа Армии США, созданной в 1977 году. Операция «Орлиный Коготь» стала первой, но не последней в послужном списке спецназовцев.

    План операции «Орлиный коготь»

    План освобождения был очень сложным, длительным (две ночи) и многоэтапным из-за удаленности Тегерана от морских границ и размещения заложников в крупном городе. Детали плана были рассекречены лишь несколько лет назад.

    В первую ночь группа «Дельта» (более 100 бойцов) перебрасывалась с авиабазы Масира (Оман) в Иран на 3 транспортных самолетах МС-130 в сопровождении еще 3 бортов – самолетов-заправщиков ЕС-130, которые приземлялись на площадке для дозаправки «Пустыня-1» (Desert One).

    Сюда же прибывали 8 вертолетов RH-53D с авианосца «Нимитц», находившегося в Аравийском море. Для успеха операции было достаточно 6 вертолетов. После ночной дозаправки вертолеты должны перебросить группу «Дельта» к позиции выжидания «Пустыня-2» вблизи Тегерана.

    Переждав день в укрытиях, на следующую ночь группа «Дельта», переодетая в гражданскую одежду, должна была совершить стремительный бросок в Тегеран на машинах, которые предоставят американские агенты, заранее переброшенные в Иран.

    Достигнув посольства, коммандос уничтожают охрану и освобождают заложников. Эвакуацию спецназовцев и заложников планировалось осуществить с помощью вертолетов RH-53D, которые должны приземлиться на территории посольства, либо на ближайший стадион. Огневую поддержку с воздуха оказывали три ударных самолета АС-130, вооруженные скорострельными пушками.

    Вертолеты RH-53D Sea Stallion, взлетевшие с борта авианосцаUSS Nimitz (CVN-68) направляются в Иран (все останутся там навсегда)

    Далее вертолеты эвакуируют спецназовцев и заложников на заброшенный аэродром Манзарийя (Manzariyeh), который к тому времени должен быть захвачен и удержан другим отрядом рейнджеров. На аэродром садятся средние транспортные самолеты С-141, которые вывозят всех участников операции на секретную авиабазу в Египет под прикрытием палубных истребителей ВМС США.

    В разработке плана спецоперации огромную роль играли материалы космической съемки, получаемые от спутников оптико-электронной разведки «Кихоул-11».

    По космическим снимкам аналитики ЦРУ выявили расположение военных объектов в Тегеране, определили потенциальные цели (промышленные объекты нефтеперерабатывающей отрасли) для авиаударов в случае угрозы жизни заложников.

    Регулярно получаемые космические снимки стали источником видовой информации о системе охраны посольства. На снимках отчетливо были видны противовертолетные шесты, которые были размещены повсеместно на площадках, пригодных для посадки вертолетов.

    Материалы космической разведки использовались для выбора площадок «Пустыня-1» для дозаправки вертолетов, мест укрытия, где спецназ должен был выжидать наступления ночи, и для поиска заброшенного аэродрома, откуда транспортные самолеты должны эвакуировать коммандос и заложников из Ирана.

    Для планирования операции широко применялись также данные, полученные средствами радиоэлектронной и агентурной разведки. В Иран активно засылались профессиональные оперативники ЦРУ, работавшие под прикрытием бизнесменов и журналистов. Агенты наблюдали за охраной посольства и подтвердили безопасность выбранных по спутниковым снимкам мест посадки, укрытия и выдвижения.

    Впервые широко использовались приборы ночной съемки, которые позволили установить систему охраны посольства и определить вооружение охранников.

    После провала дипломатических мер освобождения, президент Картер 16 апреля отдал приказ на проведение спецоперации «Орлиный коготь».

    Тактические транспортные самолеты С-130

    Вечером 24 апреля 1980 года шесть транспортных самолетов С-130 со спецназовцами на борту на предельно низкой высоте 75 м, чтобы избежать обнаружения радарами ПВО, вторглись в воздушное пространство Ирана и успешно достигли точки дозаправки «Пустыня-1».

    Сразу же начались неожиданности: выбранная в качестве посадочной полосы дорога оказалась довольно оживленной ночной автотрассой. Спецназовцам пришлось применить оружие, чтобы остановить ночной автобус с иранцами, противотанковой ракетой был уничтожен другой грузовик. Ещё одна иранская машина на большой скорости скрылась во тьме, факторы внезапности и скрытности были потеряны.

    Неудачи преследовали и вертолетчиков: 8 машин, взлетевших с авианосца, попали в песчаную бурю, в результате один вертолет из-за поломки совершил вынужденную посадку в пустыне (экипаж был эвакуирован), второй потерял ориентировку и в условиях запрета на выход в радиоэфир вынужден был вернуться на авианосец. Третий вертолет достиг точки дозаправки, но из-за технической поломки не мог продолжить полет.

    Оставшихся пяти вертолетов было недостаточно для успешного завершения операции, поэтому по спутниковой связи поступил приказ на её отмену. Один из вертолетов взлетел после дозаправки, но пилот в облаке пыли потерял ориентацию и столкнулся с самолетом-заправщиком ЕС-130. Мгновенно вспыхнул пожар, в котором погибло восемь летчиков.

    Катастрофа в результате столкновения вертолета с самолетом-заправщиком, взлет оставшихся самолетов С-130, незаправленные вертолеты оставлены в пустыне

    Транспортные самолеты стали выруливать из зоны пожара. При поспешной эвакуации в пустыне были брошены шесть целых вертолетов и секретные документы, что ставило под угрозу безопасность внедренных в Иран агентов ЦРУ.

    Обломки сгоревшего самолета-заправщика С-130

    В иранских газетах были впервые опубликованы захваченные cверхсекретные космические снимки объектов в Тегеране, полученные с помощью разведывательных спутников «Кихоул-11». Трагизм и позор ситуации усугублялся тем, что в пустыне остались также трупы летчиков, сгоревших в огне пожара. Захваченные вертолеты в дальнейшем исправно несли службу в боевом составе авиации ВМС Ирана.

    Иранцы осматривают обломки вертолета

    Провал спецоперации стал национальным позором для США, дал толчок росту антиамериканских настроений и стоил президентского кресла Картеру. Заложников удалось освободить в результате переговоров только после 444 дней плена 20 января 1981 года в последний день президентского срока Дж. Картера, проигравшего выборы Рональду Рейгану.

    По результатам анализа причин провала операции было сформировано объединённое командование специальных операций и проведены реорганизации в военном ведомстве.

    Прогресс в военных технологиях позволил бы сегодня провести операцию на более высоком уровне: бортовые GPS-комплексы не дадут шанса пилотам заблудиться ночью в пустыне, оперативное метеообеспечение позволит обходить песчаные бури, а спутниковая помехозащищенная радиосвязь обеспечит постоянный радиоконтакт между участниками операции.

    Обломки сгоревшей машины на фоне брошенного вертолета

    Однако история показывает, что не все в мире решают технологии. Не без участия США в последующие 27 лет ситуация в регионе последовательно ухудшалась. В противовес растущему влиянию Тегерана администрация США станет активно поддерживать режим Саддама Хусейна в начавшейся ирано-иракской войне.

    В регионе отгремят две войны с участием США, в результате Ирак будет оккупирован и скатится в хаос гражданской войны. Садам Хусейн будет казнен за преступления, которые он совершал с молчаливого одобрения США, а союзники США разделятся на два лагеря – тех, кто пошлёт в Ирак взводы-роты-батальоны для демонстрации союзнической верности и тех, кто воздержится.

    Если существует историческая память, то она должна подсказывать, что новая вооруженная акция против Ирана станет очередной ступенью лестницы, ведущей к хаосу и нестабильности.

    В этой операции погибли военнослужащие ВВС США, экипаж самолёта EC-130:
    • Майор Гарольд Льюис-мл.
    • Майор Лин Макинтош
    • Майор Ричард Бакке
    • Капитан Чарльз Макмиллиан
    • Технический сержант Джоэль Майо
    Военнослужащие КМП США, экипаж вертолёта RH-53:
    • Стафф-сержант Дьюи Джонсон
    • Сержант Джон Харви
    • Капрал Джордж Холмс
    С иранской стороны погиб один гражданский:
    • Водитель бензовоза (его личность не установлена)
    Источник: rnd.cnews.ru, ru.wikipedia.org



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 08 августа 2011, 09:02
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017