Мариам — царица Картли и Кахети
Люди и судьбы


Тем временем Российская империя, одержав победу в русско-турецкой войне, присоединив северное Причерноморье, а заодно и Крым, становится сильнейшим игроком в регионе. Ираклий решает разорвать все вассальные связи своих земель с Турцией и Персией и признать верховенство императрицы Екатерины. 24 июля (4 августа) 1783 года в Георгиевске его представителями и Гкнязем Потёмкиным от имени императрицы заключается знаменитый Георгиевский трактат, в 1-м артикуле которого говорилось, что «Его светлость царь карталинский и кахетинский именем своим, наследников и преемников своих торжественно навсегда отрицается от всякого вассальства или… от всякой зависимости от Персии или иной державы и сим объявляет перед лицом всего света, что он не признает над собой и преемниками иного самодержавия, кроме верховной власти и покровительства е.и.в. и… престола всероссийского императорского», а в 3-м — что «помянутые цари, вступая наследственно на царство их, имеют тотчас извещать о том российскому императорскому двору, испрашивая чрез посланников своих императорского на царство подтверждения и инвеститурой».

Требовалась прямая интервенция России. Сначала в Закавказье против персов был направлен экспедиционный корпус В. Зубова, дошедший до Баку, но затем отозванный новым императором Павлом I. Затем в 1799 году по просьбе сына и наследника умершего годом ранее Ираклия Георгия XII в его владения вошли русские войска генерала Ивана Петровича Лазарева, который успешно подавил выступления феодалов и отразил вторжение горских племен.
В декабре 1800 года Георгий умер. Наследником должен был стать его сын от первого брака царевич Давид (известный в связи с этим, как Давид XII). В соответствии с Георгиевским трактатом он должен был быть утвержден императором Павлом. Вместо этого Павел 18 января 1801 года издает манифест «о принятии областей Грузинскому царству подвластных в непосредственное подданство императорскому всероссийскому престолу».
Павел I, как известно, вскоре скончался посредством знаменитой табакерки Зубова (старшего брата того Зубова, который в 1796 году ходил на персов), новый император Александр I полгода думал, что с Грузией делать. Он поручил генералу Кнорингу (начальнику Кавказской укрепленной линии) разобраться в ситуации там. Кноринг приехал в Тбилиси, отстранил от правления и выслал в Россию царевича Давида (где его ждал княжеский титул и ранг сенатора), а временно управлять царством поручил Лазареву. Изучив положение дел в царстве, Кноринг сделал Государственному совету доклад о нем с выводом, что Кахетино-Картлийское царство самостоятельно существовать не может. 12 сентября новый император издал новый манифест с подтверждением присоединения царства.
В 1802 году наместником («главнокомандующим») Грузии был назначен князь Цицианов – потомок одного из князей Цицишвили, некогда ушедших в Россию с Вахтангом VI. На исторической родине он развернул бурную деятельность – с помощью российских войск, пополненных местным ополчением, он именем русского царя принимается расширять свои новые владения. Вскоре он добьется признания русского подданства последним оставшимся грузинским царством – Имеретией, возьмет Гянджу, подчинит другие закавказские княжества и «вольные общества» горцев. Особое внимание он уделит оставшимся представителям правящих династий присоединенных царств и примет меры по высылке «неспокойных царевичей» — их представителей, склонных к мятежам и иной нелояльности – в Россию.

12 апреля 1803 года генерал Лазарев в сопровождении солдат явился во дворец, где жила царица и приказал ей с детьми собираться. Царица с возмущением спросила, на каком основании он ей приказывает. Генерал сослался на распоряжение Цицианова. Царица заявила, что Цицианов в таком случае… очень нехороший человек, раз так обращается с монархиней, да еще и со своей родственницей, и наотрез отказалась будить детей и самой сходить с места. Тогда Лазарев попытался собственноручно помочь ей сделать это – и в этот момент царица выхватила кинжал и ударила им генерала в бок. По другим сведениям, удар Лазареву был нанесен не царицей, а находившимся во дворце князем Николозом Химшиашвили, который затем выбрался в общей суматохе из дворца и скрылся из города. Как бы то ни было, генерал тотчас же скончался. Царице, впрочем, это не помогло – вошедшие в комнату солдаты вывели ее из дворца.
Что было делать с нею дальше? Понятно, что о суде над порфироносной убийцей генерала не могло быть и речи. Речь могла идти только о той или иной степени почетности ссылки, каковая вскоре ей и была назначена: ее решено было поместить в монастырь, и вскоре курский губернатор А. М. Веревкин получил следующее именное высочайшее повеление: «Грузинской царице Марии, при отправлении не из Грузии, учинившей убийство из мщения и злобы генерал-майору Лазареву… назначив пребывание, с семейством их, в Белгородском Рождественском монастыре, я вместе с сим курскому и белоградскому архиепископу дал надлежащее о том предписание… При чем не оставите вы белоградскому городничему дать наставления, дабы он не дозволял ни царице, ни царевне, ни семейству ее, без особенного моего на то повеления, удаляться из города, употребляя для сего хотя не открытый, но точный присмотр, с соблюдением, впрочем, надлежащей благопристойности. О поведении ее вы прикажете себе почасту рапортовать и если бы открылся в нем что либо достойное внимания или отходящее от порядка, вы имеете мне доносить. В Санкт-Петербурге, мая 19-го дня 1803 г. Александр».
Грузинская царица со своею свитой приехала в Белгород 21-го июня. В 3 часа по полудни ее поезд приблизился к черте города, где его ожидал городничий с полицейскими чиновниками. Впереди ехала четырехместная карета, за нею коляска, затем пять кибиток, а за ними телеги с поклажей. Городничий препроводил приехавших в женский монастырь.
В монастыре царица провела около 8 лет, после чего по просьбе ее сына Михаила, к тому времени состоявшего на российской службе, царь позволил ей переехать в Москву. Там она и прожила до своей смерти в 1850 году в возрасте 82 лет.
Князь Цицианов, распоряжение которого стало первопричиной злоключений его родственницы (и генерала Лазарева, соответственно, тоже), продолжил свою деятельность, но через 3 года погиб под стенами Баку: 8 февраля 1806 года во время намечавшейся церемонии капитуляции этого осажденного войсками князя города один из приближенных бакинского хана выхватил пистолет и застрелил его. Несмотря на что, впрочем, Баку в том же году будет взят российскими войсками и войдет в состав Российской империи.
В завершении ролик с ютуба, видимо грузинский, в котором история «последней королевы Грузии» подана несколько тенденциозно, но драматично:
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на: