Миссия к Марсу стартовала с космодрома Байконур
Очевидное - невероятное

К Марсу отправились орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter (TGO) и демонстрационный десантный модуль Schiaparelli. Впервые в истории на межпланетную миссию возложена задача поиска следов жизни на четвертой от Солнца планете.
Полет «ЭкзоМарса» к другой планете займет семь месяцев. Планируется, что 16 октября Schiaparelli отделится от TGO, чтобы 19 октября первый вошел в атмосферу Марса, а второй вышел на орбиту планеты. Тормозить о марсианскую атмосферу TGO будет около года, так что начало работы научных приборов этого аппарата намечено на середину 2017 года. По расчетам специалистов, орбитальный аппарат проработает до конца 2022 года.
Цель совместного проекта Роскосмоса и Европейского космического агентства (ESA) – поиск следов метана и других газов, которые могут быть признаками возможной геологической, а может быть, даже биологической активности на планете. Как известно, на Земле метан выделяют прежде всего именно живые организмы.
* * *
До середины XX века люди надеялись встретить на Марсе братьев по разуму. Потом оказалось, что Марс – холодная и сухая планета, малопригодная для жизни.
В результате исследований последних лет на Марсе обнаружили воду, а значит, появилась надежда найти на нем и следы хотя бы простейшей биологической жизни.
Что мы знаем о МарсеВ конце XIX века итальянский астроном Джованни Скиапарелли, изучавший Марс, сообщил, что поверхность планеты покрыта сетью каналов. Он зарисовал их и составил подробную карту. Однако при переводе на английский язык трудов Скиапарелли, использовавшего в своих записях итальянское слово canali (протоки как искусственного, так и природного происхождения), было использовано слово canals, которое обозначает именно рукотворные каналы, а не реки или протоки, возникшие сами по себе. Таким образом появился устойчивый миф о том, что каналы на Марсе возникли благодаря осознанным действиям инопланетной цивилизации.
Марс — один из ближайших соседей Земли по Солнечной системе.
Минимальное расстояние до планеты — около 55 миллионов километров (дистанция постоянно меняется, так как оба небесных тела постоянно движутся по своим орбитам с разной скоростью).
Полет к Марсу в среднем занимает около полугода.
Средняя температура на поверхности Марса составляет примерно -60 С. Иногда на планете выпадает снег (как обычный, так и состоящий из замерзшего углекислого газа).
Полюса планеты покрыты водяным и сухим льдом, а вот жидкой воды на поверхности нет.
У Марса нет магнитного поля, которое защищало бы планету от солнечной радиации.
Атмосфера Марса примерно на 90% состоит из углекислого газа и примерно в 100 раз тоньше земной.
Из-за разреженности атмосферы днем небо Марса имеет красноватый оттенок, а на закате вокруг садящегося Солнца возникает голубоватое сияние.
Идея захватила воображение американского астронома Персиваля Лоуэлла.
Для поиска следов марсианской цивилизации в 1894 году он построил рядом с городом Флагстафф в Аризоне целую обсерваторию.

В научном сообществе теорию Лоуэлла восприняли критически. Многие его современники отрицали наличие каналов на Марсе, другие соглашались, что каналы есть, но отвергали версию об их искусственном происхождении.
Писатели-фантасты активно поддержали идею существования разумной жизни на Марсе.
В 1897 году вышел роман Герберта Уэллса «Война миров», в котором описывалось вторжение марсиан на Землю, а одновременно с ним – роман немецкого писателя Курда Лассвица «На двух планетах», где марсиане представлены высокоразвитой цивилизацией, посланцы которой прибыли на Землю, чтобы помочь человечеству идти к светлому будущему.
Герберт Уэллс, «Война миров» (1897): «Мы, люди, существа, населяющие Землю, должны были казаться им такими же чуждыми и примитивными, как нам – обезьяны и лемуры. Разумом человек признает, что жизнь – это непрерывная борьба за существование, и на Марсе, очевидно, думают так же. Их мир начал уже охлаждаться, а на Земле все еще кипит жизнь, но это жизнь каких-то низших тварей. Завоевать новый мир, ближе к Солнцу, – вот их единственное спасение от неуклонно надвигающейся гибели».

Коллега Теслы Гульедо Маркони, один из изобретателей радио, в начале 1920-х годов также утверждал, что поймал инопланетный радиосигнал (впоследствии он, впрочем, засомневался, что его источником был именно Марс). В августе 1924 года, когда Марс подошел к Земле на самое близкое за прошедшие 100 лет расстояние, американское правительство объявило Национальный день радиотишины. На протяжении 36 часов каждый час в течение пяти минут в Америке никто не пользовался радио, а ученые из Военно-морской обсерватории США подняли на высоту трех километров радиоприемник, чтобы зарегистрировать возможный сигнал с Марса. Специалист по криптографии был готов в любую секунду приступить к расшифровке, однако из космоса никто не отозвался.
* * *
Точку в вопросе «Есть ли жизнь на Марсе?» поставила межпланетная станция NASA Mariner 4 (дословный перевод с англ. — «моряк»).
В 1965 году она стала первым аппаратом, долетевшим до планеты – и, к разочарованию романтиков, не обнаружила на ней ни каналов, ни марсиан.

В целом с 1965 года земляне отправили к Марсу 45 космических аппаратов. Но не все запуски были успешными.
Станислав Лем, «Ананке» (1971): «Да, Марс обманул всех; он обманывал всех уже второе столетие. Каналы. Одно из самых прекрасных, самых необычайных приключений в истории астрономии. <…> Словно алмазом по стеклу прочерченная, тонкая, геометрически правильная сетка от полюсов до экватора: свидетельство борьбы разума против угрожающей гибели, мощная ирригационная система, питающая влагой миллионы гектаров пустыни, – ну конечно, ведь с приходом весны окраска пустыни менялась, темнела от пробужденной растительности, и притом именно так, как следует, – от полюсов к экватору. Что за чушь! Не было и следа каналов. <…> Ни воды, ни кислорода, ни жизни – растрескавшиеся кратеры, изъеденные пыльными бурями скалы, унылые равнины, мертвый, плоский, бурый ландшафт под бледным, серовато-ржавым небом».
23 сентября 1999 года космический аппарат Mars Climate Orbiter, предназначенный для исследования Марса, готовился к последнему «прыжку» на орбиту планеты.
Двигатель для финального маневра включился, однако Climate Orbiter неожиданно «нырнул» на 100 километров ниже, чем планировалось, и в результате развалился в марсианской атмосфере.
Совместной разработкой программного обеспечения для Climate Orbiter занимались NASA и компания Lockheed Martin.
Позже обнаружилось, что в части, за которую отвечала Lockheed Martin, по старинке использовались британские единицы измерения (в частности фунты – для измерения массы), а программное обеспечение, разработанное NASA, работало в метрической системе, в которой масса измеряется в килограммах.
Из-за этого программа, отвечающая за работу двигателей, и программа, рассчитывающая траекторию полета, просто «не поняли» друг друга.

Со временем каналы на красной планете все-таки нашлись. Исследования подтвердили: темные полосы на склонах марсианских гор образованы жидкой водой. Открытие позволило предположить, что древний Марс был очень похож на Землю: на нем могли быть и вода, и плотная атмосфера. Затем, по неизвестной причине, планета потеряла магнитное поле. Предполагается, что из-за этого с Марса «сдуло» большую часть атмосферы, а вода ушла под поверхность планеты и превратилась в вечную мерзлоту.
Ученые считают, что под поверхностью Марса могут находиться термальные точки, в которых теоретически находится жидкая вода. Ее потоки даже могут образовывать подземные реки, которые при определенных условиях могут выйти на поверхность планеты. А это, в свою очередь, открывает новое пространство для исследований.
Задачи этой миссии — поиск следов биологической жизни на Марсе. Конечно, речь идет о самых примитивных ее формах, а совсем не о разумных марсианах. Исследователи намерены понять, где на Марсе находятся оазисы с высоким содержанием воды и связаны ли их расположение с особенностями рельефа марсианской поверхности. В резервуарах, содержащих наибольшее количество воды, ученые надеются найти следы древней или даже современной жизни. Также подчеркивается, что обнаружение источников воды имело бы высокую практическую ценность для будущих экспедиций на Марс.
Игорь Митрофанов, доктор физико-математических наук, зав. отделом ядерной планетологии Института космических исследований РАН: «С точки зрения будущего освоения Марса, вода – это очень ценный природный ресурс. Молекула воды H2O – это, во-первых, кислород для дыхания, во-вторых, водород для ракетного топлива. Поэтому, если когда-нибудь будет готовиться экспедиция на Марс, а такие проекты уже обсуждаются, туда, вероятно, сначала полетят автоматы, и полетят они в самый благоприятный регион, где много воды. <…> Нет никакого смысла везти с собой горючее для ракет с Земли, если можно его выработать непосредственно на Марсе, заправить возвратную ракету на месте и лететь обратно уже на «марсианском» топливе».

«На Земле подавляющий объем метана в атмосфере является следствием существования жизни. На Марсе ситуация более запутанная, метан может быть как вулканического, так и биологического происхождения», – считает заведующий лабораторией Института космических исследований РАН Даниил Родионов.
По его словам, пока на Марсе не была обнаружена жизнь, но и вулканическая активность на планете также не наблюдалась. При этом, по предположениям ученого, метан в атмосфере Марса должен был распасться на другие вещества за 300-400 лет.
Поэтому одна из приоритетных задач миссии – исследовать газовый состав марсианской атмосферы и попытаться выявить источник метана.
* * *
«ЭкзоМарс» объединяет: орбитальный аппарат TGO (Trace Gas Orbiter) и демонстрационный десантный модуль Schiaparelli.
TGO несет на себе четыре научных прибора:
- Российский спектрометрический комплекс ACS (Atmospheric Chemistry Suite). Задача – поиск метана в атмосфере Марса и наблюдение за его распределением на планете.
- Российский нейтронный детектор FREND (Fine Resolution Epithermal Neutron Detector). Изучит нейтронные потоки с поверхности Марса. Это позволит узнать, есть ли водород в приповерхностном слое планеты. Также аппарат измерит радиационную обстановку на орбите. Эти данные необходимы для организации пилотируемых миссий.
- Европейский спектрометрический комплекс NOMAD (Nadir and Occultation for Mars Discovery). Будет выполнять ту же функцию, что и ACS: искать примеси метана в атмосфере Марса, но в других диапазонах.
- Европейская стереокамера CaSSIS (Colour and Stereo Surface Imaging System). Предназначена для высокодетальной съемки поверхности Марса.

Изначально ESA планировало реализовать проект совместно с NASA, но в 2012 году американская сторона объявила о выходе из проекта из-за недостатка финансирования. Россия, в свою очередь, планирует потратить на первый этап «Экзомарса» около 776 млн руб.
Путь до Марса связки Schiaparelli и TGO займет семь месяцев. 16 октября они разделятся, чтобы 19 октября Schiaparelli вошел в атмосферу планеты, а TGO вышел на орбиту. Планируемое начало работы научных приборов намечено на середину 2017 года.
Второй этап миссии намечен на 2018 год и предусматривает отправку на Марс российской посадочной платформы и европейского марсохода. Ключевыми задачами этой миссии станут бурение и изучение марсианского грунта. Ученые полагают, что на глубине нескольких метров могли сохраниться следы органической жизни.
* * *
Часто звучат вопросы, почему Марс исследуют не люди, а роботы.
Одним из главных факторов, препятствующих организации межпланетных экспедиций, является высокая вероятность летального исхода. Космос для человека – это по-прежнему малоизученная и малоприветливая среда.
Артур Кларк, «Пески Марса» (1951): «Нельзя приспосабливаться к среде. Надо приспособить среду к нам».

- Смертельные дозы солнечной радиации. Из-за исчезнувшего магнитного поля атмосфера Марса примерно в 150 раз более разреженная, чем на Земле. Тот, кто рискнет принять участие в колонизации планеты, неизбежно подвергнется мощному радиационному излучению, исходящему в первую очередь от Солнца. Посчитано, что только за полгода дороги до Марса члены экипажа рискуют получить дозу излучения в один зиверт: по стандартам NASA это максимально допустимая доза за всю карьеру астронавта.
- Слабая гравитация (на Марсе она в 2,6 раза ниже земной). Отсутствие привычной нагрузки на организм грозит атрофией мышц, нарушением работы сердечно-сосудистой системы и обмена веществ, вымыванием кальция из костных тканей и их дальнейшим разрушением.
- Канцерогенные пыльные бури. Как полагают в Национальном исследовательском совете США, марсианская пыль может вызывать рак, так как содержит много соединений хрома. Защититься от нее непросто: пыль настолько мелкая, что будет проникать на марсианскую станцию сквозь любые заслоны.
- Ядовитая почва. Марсианский грунт наполнен солями и эфирами хлорной кислоты. Эти вещества категорически противопоказаны живым существам. Поэтому любые растения, посаженные в марсианскую почву, будут накапливать соединения, опасные для жизни и здоровья колонизаторов.
- «Душная» атмосфера. Ученые из Массачусетского технологического института пришли к выводу, что первые колонисты, отправленные на Марс, погибли бы приблизительно на 68-й день пребывания на планете от асфиксии, то есть попросту задохнулись бы. Технология регенерации атмосферы при помощи растений, предложенная частным голландским проектом Mars One, не смогла бы обеспечить землян необходимыми объемами кислорода, так как растения попросту не успевали бы его восстанавливать.
- Психологические проблемы. Еще одна сложность – длительная изоляция экипажа. Колонисты будут подвергаться постоянному стрессу из-за того, что могут рассчитывать только на себя и ни на кого больше. Радиосигнал от Земли до Марса идет в среднем 10 минут – при любой нештатной ситуации эти минуты могут стать роковыми.

Алексей Толстой, «Аэлита» (1923): «Страшно другое. Представьте так: мои расчеты окажутся неверны, я не попаду в притяжение Марса – проскочу мимо. Запаса топлива, кислорода, еды мне хватит надолго. <…> Но эти долгие дни, покуда я еще жив, – а я буду жить долго в этой коробке, – долгие дни безнадежного отчаяния – один во всей вселенной! Не смерть страшна, но одиночество, безнадежное одиночество в вечной тьме».
Единственная цель, которая может оправдать полет человека на Марс, это его собственные исследовательские амбиции. И работа на этом направлении продолжается. К примеру, NASA пытается создать систему защиты от радиации для пилотируемых полетов. Возможно, постепенно ученые решат и другие проблемы.
И не исключено, что в обозримом будущем человек все-таки ступит на поверхность Марса.
Константин Циолковский, основоположник космонавтики: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на: