Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

Формируем целостный образ предмета

Восприятие предмета, как целого, лежит в основе освоения ребенком окружающего мира.

Для того чтобы это процесс проходил успешно  важно, чтобы у малыша сформировались  следующие понятия:

- образное представление о целом предмете,

- понимание того, что все предметы состоят из отдельных частей;

- нахождение места недостающей детали в целом предмете;

- цвет, форма, величина недостающей детали;

- изменение внешнего вида предмета в зависимости от угла зрения смотрящего (спереди, сзади, в профиль).

Например, если ваш малыш узнает знакомый предмет, но не может его передать в рисунке, в лепке или описать словами, то это не значит, что он  не умеет рисовать и пр. Он просто не представляет себе предмет достаточно точно и четко, не выделяет его контур, его части.

Формирование целостного образа  происходит в следующей последовательности

Сначала происходит узнавание предмета (как спонтанно, так и в результате специального обучения, через дидактические  игры). Важно, чтобы малыш научился узнавать знакомый предмет в новой ситуации, на рисунке выделял его среди других предметов.

Затем, с помощью специальных игр помогите малышу научиться воспринимать предмет с любого ракурса; как совокупность отдельных частей; как один из похожих; воспринимать изображения незнакомых предметов.

Во что поиграть со своим малышом?

Это могут быть  игры на складывание картинок  из частей, игры с кубиками.  Надо знать,  что работа с разрезными картинками проводится в определенной последовательности:

1.Представляются  образец  и разрезная картинка, разрезанная на две части (по вертикали, по горизонтали, по диагонали).

2. Представляются образец и разрезная картинка, разрезанная на 4 части (по вертикали, по горизонтали, по диагонали).

3. Представляются образец и картинка, разрезанная сложным разрезом (зигзагообразным и пр.).

4. Игры с пазлами.

Важно помнить о психомоторном развитии своего малыша- количество элементов должно быть по возрасту.

5. Представляется разрезная сюжетная картинка с образцом.

Чтобы научить ребенка узнавать предметы в разных ракурсах  (сбоку, сзади) надо начинать с рассматривания игрушки спереди и сзади. Учите малыша  выделять характерные детали, узнавать игрушки в разных ракурсах.

Потом от предметов переходите к узнаванию  их изображений. Желательно, чтобы изображения были в разных ракурсах. Усложняйте эти игры за счет представления увеличенного или уменьшенного изображения предмета, заменяйте игрушки и картинки силуэтным изображением.

Например, можно поиграть в игру «Грузовик» (вам понадобится целая картинка грузовика и такая же картинка, разрезанная на детали):  рассмотрите с малышом картинку грузовика, уточните, где кабина, где кузов, какого цвета колеса.

Прочитав стихотворение:

Тра-та-та, тра-та-та –

Грузовик  нам вез дрова!

Он на кочку наскочил,

Часть свою он повредил.

Попросите малыша закрыть глаза. Уберите кузов, попросите открыть глазки и определить, какой части грузовика не хватает, что надо починить?

Спросите, какую часть ребенок нашел? Куда ее надо поместить? (на колеса, около кабины…)

Не ограничивайте свою фантазию и фантазию вашего малыша. В этих играх важно соблюдать общепринятые принципы:

- идите от простого к сложному;

- многократно повторяйте игру;

- подбирайте игры с учетом психомоторного развития ребенка;

- систематически проводите  эти игры, а не от случая к случаю;

Хорошо сформированное восприятие целостного образа предметов - залог успешного обучения в школе.


Автор:
Дерябкина Юлия Анатольевна
Дефектолог-логопед,музыкальный преподаватель
ВИДЕОСОВЕТЫ
Машинки и не только
Машинки и не только

Соколова Мария Владимировна, методист центра Игры и Игрушки, кандидат психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе транспортных средств. Сколько должно быть машинок у ребенка, какие они должны быть смотрите в нашем видеоуроке.

 
Необходимые игрушки для детей от 2 до 3 лет
Необходимые игрушки для детей от 2 до 3 лет

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку на третьем году жизни. В этот период актуальными остаются игрушки и второго года жизни, но они усложняются, а также появляются новые на развитие детского экспериментирования и зарождение игры.

 
Необходимые игрушки для детей от 6 до 12 месяцев
Необходимые игрушки для детей от 6 до 12 месяцев

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку в возрасте от 6 до 12 месяцев с точки зрения их развивающего эффекта.

 
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть вторая)
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть вторая)

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие еще игрушки необходимы ребенку на втором году жизни: особенности вкладышей, пирамидок, начало предметной деятельности и экспериментирования

 
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть первая)
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть первая)

Ребенку исполнился год и в его жизни появляются совсем новые игрушки. Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы малыша после года когда он начинает ходить и овладевать разными предметными действиями. 


 
Что важно знать про игрушки
Что важно знать про игрушки

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе игрушек. Как выбрать те, которые обаладают максимальным развивающим эффектом? Как отличить "правильные" игрушки от "вредных"?

 
Необходимые игрушки для детей от 0 до 6 месяцев
Необходимые игрушки для детей от 0 до 6 месяцев

Самые первые игрушки в жизни малыша. Какие игрушки необходимы в первом полугодии жизни рассказывает Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук.

 
Рефлексы новорожденного
Рефлексы новорожденного

Здоровый новорожденный обладает рядом двигательных реакций — рефлексов.  
В норме все рефлексы имеют свое время появления и исчезновения.
В этом видео показаны основные рефлексы новорожденного, которые вы сможете наблюдать самостоятельно.

 
Яндекс.Метрика